Re: 100кг мозга
Добавлено: 13 окт 2015, 11:16
По поводу иммунитета жителей БСССР к пропаганде:
В таких случаях мне всегда вспоминается гениальнейший фильм Марка Захарова "Убить дракона". Все было ожидаемо: вслед за низвержением дракона - романтическая опьяненность и анархия. А потом типичное разочарование и возврат к установкам детства, возвеличивание нового дракона и партаппарата при нем, далее бурные и продолжительные аплодисменты. И очень верный конец - это поколение уже потерянное, главная борьба разворачивается за детей. И вот когда они придут (а это уже не долго, лет 10-20) - вот тогда то все и начнется, а нам останется только говорить "вот в наше время трава была зеленее, а драконы человечнее"......
Это исследование учёных из Колумбийского университета. Они выяснили, что идеологическая индоктринизация, которой подвергаются дети в школах, остаётся с ними на всю жизнь, даже если ситуация в стране меняется и доктрина исчезает, идеология проникает в подсознание ребёнка и остаётся с ним, даже когда он вырос. И человек может даже не отдавать себе отчёт в том, что он так считает.
...
Исследователи исследовали немцев, родившихся в период с 1910 по 1980 годы. То есть между ними по сути 70 лет разницы было. И изучалась зависимость личного мировоззрения от идеологической индоктринизациив детстве. В частности, авторы смотрели на глубину и характер антисемитских взглядов разных поколений немцев. Мы все помним, что антисемитизм был одной из главных составляющих нацистской идеологии, поэтому эту черту легко проследить. Поэтому вот так пристально на неё смотрели в этом исследовании. И выяснилось, что те, кто подвергся активному и массированному идеологическому воздействию в детстве и в подростковом возрасте, остаются под этим влиянием на всю жизнь. Иными словами, что вера в то, что когда-то нам рассказывали взрослые, не один взрослые, а все и разом, остаётся в нас и после того, как мы выросли, и, казалось, стало очевидным, что те самые взрослые заблуждались. И оказалось, что дети, которые жили и учились в нацистской Германии с 1933 по 1945 год – гораздо большие антисемиты, чем даже их учителя, которые вдалбливали им эту идеологию.
...
Я прочитала исследование. Оно кажется мне очень серьёзным, солидным, сделанным аккуратно, согласно всем нормативам научной работы. То есть его выводам трудно не доверять, с моей точки зрения. Что касаемо интересности, оно скорее более важное, чем интересное. На эту тему проводилось очень много исследований, начиная с послевоенных лет. Это важно и интересно понимать, насколько система убеждений, мировоззрений, ценностей, сохраняются те представления, которые вот так имплантируются, доктринизируются в чувствительные селективные периоды жизни и развития человека.
...
― А какие есть методики развития критического мышления?
― В первую очередь, использовать свои серые клеточки. Конечно, очень многое зависит от раннего детства, от воспитания и так далее. Нужно учить людей думать. Дело в том, что когда на одну и ту же тему существует много разных точек зрения, а это нормально, это обычно так и есть, то как раз умение полемизировать, сравнивать точки зрения разные, отстаивать свою, доказывая, аргументируя, а не просто ссылаясь на то, что так думают все, что всем известно, не пренебрегать аргументацией как способом именно знания, факта, доказательства. Это рождает способность человека думать, сравнивать свою точку зрения, не полагая, что она единственно верная, только потому что она удобна большинству…